воскресенье, 9 мая 2010 г.

Война

Эта война прокатилась по, наверное, каждой семье. Каждый год мы говорим спасибо всем воинам-освободителям. Страшно подумать, что довелось пережить им. Как воевали, как надрывались в тылу. Я о войне знаю со слов моих бабулечек - прабабушки и бабушки. Сейчас жалею что мало спрашивала и мало слушала пока они были живы.
Перед самой войной мой прадед с кем-то подрался из-за какой-то ерунды и его посадили. Уже из тюрьмы его в составе штрафбата отправили на войну. С войны он вернулся с другой женщиной. Знаю, что звали ее Катя. Потом он просился назад к бабушке, но она не простила, хотя и плакала о нем до самой своей смерти в 2005 году. Называла "мой Ванечка". Знаю, что он дошел до Германии, есть две фотографии.

Вот на этой мой прадед в центре.

А война началась когда моей прабабушке был 31 год и на руках у нее были две дочки - моей бабушке было восемь, а младшей Наденьке два. То есть почти как мне и моим девочкам сейчас. И я не могу себе представить, вот начнись сейчас война куда мне бежать? что хватать? Маленькая девочка и ходить-то толком не может, да и от старшей много ли проку? Это было под Тверью, город Зубцов, там были страшные бои. Хватали что могли унести и связывали узлами в простыни. И вот бабушка моя вспоминала как было ей, ребенку, страшно. Немецкие самолеты летели над ними низко-низко и целились прямо в эти белые узлы, которые женщины тащили на плечах. Девочки, вот сегодня летели самолеты на парад, так низко, что было видно пилотов. Жутковато, когда эта махина с ревом пролетает над головой. А вот если представить, что они еще и стреляют или бомбы сбрасывают? Взрослому страшно. А ребенку? Есть от чего ночью с криком просыпаться.

Потом они обосновались в дерене Подпорино, жили в землянке, которую прабабушка сама вырыла ( боже мой, вырою ли я землянку, если нужда заставит?), сначала работала на мельнице - таскала мешки с зерном по пояс в воде( сколько бы я этих мешков протащила, прежде чем упасть и не встать?), а потом поднимали железную дорогу - женщины укладывали шпалы под рельсы. Где брали силы? Ведь они нам ровесники тогда были (я даже представить такое не могу - сумки из магазина притащу и обноюсь вся). В это же время у нее умерла младшая дочка от скарлатины.И скажите мне, чем измерить то, что выпало на их долю - женщин и детей?

А моя бабушка по отцовой линии жила в Днепропетровске, девчонок угоняли в Германию. Она вышла замуж за деда, чтобы ее не трогали. Ей было 16, а ему 40 лет. Несколько месяцев назад я узнала, что вероятнее всего она была еврейкой, и тогда получается, что это замужество просто спасло ей жизнь. Но про нее я вообще мало знаю, она умерла когда мне было 12 лет, да я и редко ее видела.

Вот выходит, что не могу я похвастаться героями, нечего рассказать о подвигах дедов. Но поверьте, для меня мои бабушки еще какие героини. И им не меньшее мое спасибо за победу сегодня. Потому что испытать такой ужас, побороть его и найти в себе силы поднимать детей - не уверена, что я в себе такие силы нашла бы.

2 комментария:

  1. Германия говорил мой дед в Sztutchow
    за то, что он дал есть люди с АК

    ОтветитьУдалить
  2. Наши бабушки и прабабушки настоящие героини, потому что они не только сами выжили, вырастили детей, но и помогали фронту сеяли хлеб, работали на заводах. и не смотря на все тяготы, они не озлобились.

    ОтветитьУдалить